Афон и греческие рукописные иконы
Иверская икона Божией Матери, XVII век, Новодевичий Монастырь
Об отношении к
иконописанию на Афоне говорит грамота Иверского монастыря, сопровождавшая в Москву копию Иверской чудотворной иконы Божией Матери: «
Как есми приехал в наш монастырь (настоятель Пахомий), собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному иконосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону». Далее в грамоте описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а «
братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии».

Св. Димитрий, XIV век, монастырь Ватопед, автор Мануил Панселинос
На Святой Горе Афон находится богатейшее собрание византийской и поствизантийской иконописи. По этим работам можно проследить историю рукописных икон на Афоне и в Греции. Наиболее древние работы датируются XI веком, это иконы пяти мучеников Севастийских и св. Пантелеимона в монастыре Великая Лавра, мозаики «Благовещение» и «Деисус» в Храме Ватопедского монастыря. С XII века сохранились мозаичные иконы Св. Георгия и Св. Димитрия в монастыре Ксенофон, Богоматерь Одигитрия в Хиландаре, икона св. Николая в Ставрониките.
В XIII-XIV в.в. распространение получили иконы македонской школы с центром в Салонниках. Они отличаются реализмом в написании образов и стремлением отобразить их переживания и внутренний мир. Больше внимания стало уделяться композиции заднего плана, появились пейзажи в качестве фона икон. Ведущим иконописцем македонской школы был Мануил Панселинос, кисти которого приписываются фрески в соборе Протата, монастырях Ватопед, Пантократор, Великая Лавра. Множество фресок и икон македонской школы находится в Хиландаре и других монастырях Афона.

Спас Вседержитель, XIII век, монастырь Хиландар
После падения Константинополя икона стала предметом самоидентификации православных греков в Османской империи и одним из средств их укрепления в вере. Иконопись стала запрещенным искусством, немало греков приняли мученическую смерть с иконами в руках. Но Святая гора Афон и при османах осталась монашеской республикой, живущей по Византийским уставам. Еще до падения Константинополя афонские монахи получили охранную грамоту Мурада II. В условиях запрета православия в Османской империи афонские монахи сохраняли традиции иконописи и продолжали росписи афонских монастырей. Отдельные заказы на рукописные иконы поступали из Москвы, провозгласившей себя к тому времени третьим Римом. Так в 1647 г. на Афоне по заказу тогдашнего архимандрита Новоспасского монастыря Никона, будущего патриарха, была написана копия Иверской иконы Божией Матери. Эта икона находится сейчас в Новодевичьем монастыре в Москве.

Икона Божией Матери «Одигитрия», XVI век, Иверский монастырь, автор Теофанис Критский
Центром иконописания в XV-XVII веках стал Крит, куда в 1453 году под защиту венецианцев бежали многие художники. В ранний период критская школа характеризовалась аскетичным и строгим стилем иконографии, благородством ликов. Ведущим иконописцем этого направления был Феофан Стрилитсас из Ираклиона, который расписывал Храм Великой Лавры, а также монастырь Ставроникита в 30-е годы XVI века. Другие известные иконописцы критской школы Михаил Дамаскин, Ефросинос, Теофанис расписывали монастыри Ставроникита, Дионисиат, Великую Лавру. Впоследствии на художников Критской школы оказала большое влияние культура Ренессанса. В многочисленных иконописных мастерских Крита писалось до тысячи икон в год по заказам не только православных монастырей и греческой диаспоры в Средиземноморье, но и католических монастырей и общин Италии. При этом стиль икон для православных и католиков очень отличался. Критские иконописцы стали по примеру художников Ренессанса подписывать свои иконы. Искусствоведы насчитывают более 80 художников критской школы, среди них Доменикос Теотокопулос, ставший известным в Испании под именем Эль Греко - «Грек».

Икона «Благовещение», XVI век, монастырь Ставроникита, автор Теофанис Критский
В XVIII веке в греческом иконописании появились две тенденции - возврат к традициям Византии и появление школы мастеров из Эпира (Янина и Кастория). Византийские традиции на Афоне возрождал монах Дионисий из Фурна, живший в одной из келий в Кареасе. Он написал множество фресок и икон, которые можно сейчас найти в монастырях Каракалла, Ватопед и музеях Греции. Дионисий оставил после себя много учеников и последователей.
Работы художников из Эпира отличало сильное влияние народных мотивов и включение элементов барокко в свои работы. Но уже к концу XVIII века их вытеснила более традиционная школа мастеров-иконописцев из Галатиста в Халкидики.
В XIX веке Греция при помощи братской России освободилась от османского ига. На Афоне возродился Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, появились многочисленные русские скиты. Тысячи русских монахов связали свою жизнь с Афоном. Среди них были десятки талантливых художников-иконописцев. Иконописные мастерские Свято-Пантелеимонова монастыря, Андреевского скита и скита Белозерка писали иконы в узнаваемом стиле академического письма. Даже сейчас практически в каждом российском храме можно найти высоко чтимые афонские иконы. После революции монастыри и скиты потеряли связь с родиной и постепенно пришли в запустение. Традиции иконописи сохранились только в скиту Белозерка. Сейчас он Называется Буразери, там обитают греческие монахи и принадлежит он монастырю Хиландар. С уходом из жизни русских мастеров и пополнением братии за счет греков скит стал одним из центров греческого иконописания.
В XIX-XX веках появилось направление народной иконы, где сильно влияние фольклорных балканских мотивов. Они пишутся народными мастерами и до сих пор популярны в сельских районах Тракии и Македонии.

Икона Божией Матери «Параклисис», XVIII век, монастырь Пантократор, автор Михаил Салоникийский
Множество икон, находящихся на Афоне, прославились своими чудесами. Наиболее известные из них «Достойно Есть» в храме Протата в столице Афона Кареас, икона «Вратарница» в часовне Иверского монастыря, икона «Троеручица» в монастыре Хиландар, икона «Скоропослушница» в монастыре Дохиар, икона «Геронтисса» в монастыре Пантократор, икона «Ктиторисса» и «Отрада и утешение» в монастыре Ватопед, икона «Кукузелисса» в Великой Лавре, иконы «Гликофилусса» в монастыре Филофей и «Одигитрия» в монастыре Костамониту.
Современные
греческие иконы очень разнообразны. Гости Греции чаще всего видят писаные скорописью иконы в магазинах сувениров. Но традиции
византийской иконописи сохранились в Афонских и многих других монастырях Греции, где, как и много веков назад пишут иконы с молитвой и благоговением. Как и в старину, многие российские храмы заказывают на Афоне копии известных чудотворных икон. Греческие мастера-иконописцы славятся также своим искусством шелкографии. Это дает им возможность делать более доступные работы красками по золоченному левкасу, максимально приближаясь к многовековым канонам иконописания.
Святыни Афона недоступны очень многим в России, а женщинам въезд на Святую Гору запрещен. Поэтому, в рамках Года Греции в России, планируется выставка «Сокровища Афона. Шедевры и святыни из монастырей святой горы Афон».
// Л.Л. Ежов, группа компаний "Русский Афон"